пятница, 18 ноября 2022 г.

Готовимся к Всероссийской олипиаде по русскому языку

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК. 2022–2023 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7–8 КЛАССЫ

Прочитайте текст и выполните задания 1–4.

И яко Борисъ услыша шпътъ зълъ окрьстъ шатьра и трьпьтьнъ бывъ и

начатъ сльзы испущати отъ очию своею и глаголааше: «Слава ти, Господи,

о вьсемь…»

1. В тексте встречается слово, которое в современном русском языке содержит

орфограмму «правописание о/ё после шипящих в корне слова». Запишите это

слово в начальной форме в соответствии с современной орфографией.

2. Какой вопрос можно задать к слову зълъ в тексте?

1) что?

2) как?

3) почему?

4) какой?

3. Какое(-ие) чередование(-я) есть в корне слова испущати?

1) (пу)щ/(пу)ст

2) ш/ск

3) з/с

4) щ/ж

4. Выберите утверждение, которое противоречит информации из текста.

1) Борис понял, что рядом находятся заговорщики.

2) Заговорщики тихо разговаривали около шатра Бориса.

3) Борис никак не проявил своих чувств.

4) Борис обратился к Богу со словами благодарности.

5. Ниже в таблице приведены данные о том, сколько раз в НКРЯ1

встретились

конструкции «предлог (1) + существительное (2) в В. п. + N». Существительное

(2) может выступать в конструкции как в единственном, так и во множественном

числе. На месте N могут выступать, например, следующие языковые единицы:

А) варки;

Б) войны;

В) работы;

Г) СССР.

Определите предлог (1) и существительное (2). Каждый из них напишите

в соответствующих пунктах в начальной форме. Заполните пропуски (3)−(6)

языковыми единицами из списка А−Г (приводятся в алфавитном порядке) –

напишите в ответе только буквы, например: (9) Е.

(3) (4) (5) (6)

(1) + (2) в ед. ч. 1 33 944 3571

(1) + (2) в мн. ч. 78 0 1 1

У каких глаголов основа в настоящем (будущем) времени единственного

числа оканчивается на гласный, а во множественном числе – на согласный?

Укажите эти глаголы.

1) пить

2) есть

3) забирать

4) создать

5) мирить

6) забывать

7) купить

8) дать

В русском языке предлоги могут выражать разные грамматические значения

в разных конструкциях, при этом один и тот же предлог может быть

грамматически многозначным. Соотнесите предлоги и значения, которые могут

при помощи этих предлогов выражаться.

Предлоги Значения

1) по

2) за

А) место

Б) время

В) цель

Г) в качестве, вместо

Примечание. Данные значения очень обобщены. Например, сочетания «около

дома» и «под домом» будут иллюстрировать одно и то же значение – место.

 Даны несколько стихотворных строф.

1) Чума и смерть вошли в великолепный град,

Вошли – и в тот же миг другой Эдемский сад!

Где с нимфами вчера бог Пафоса резвился,

В глубокий, смрадный гроб, в кладбище превратился.

(Иван Дмитриев)

2) Чем я зрелей, тем боле

В мой обиход врывается земля

И гонит волю и берёт безволье

Под кладбища, овраги и поля.

(Борис Пастернак)

3) Мимо ристалищ, капищ,

мимо храмов и баров,

мимо шикарных кладбищ,

мимо больших базаров,

мира и горя мимо,

мимо Мекки и Рима,

синим солнцем палимы,

идут по земле пилигримы.

(Иосиф Бродский)

4) И если ветер, путник одинокой,

Вдруг по траве кладбища пробежит,

Он сердца моего не холодит:

Что в нём живёт, то в нём глубоко.

(Михаил Лермонтов)

5) Художник знал, что Страшный суд напишет,

Пред общим разрушеньем не опешит,

Он чувствовал, что время перепашет

Все кладбища и пепелища все.

(Павел Антокольский)

6) И звуки те прозрачнее, и чище,

И радостней всех голосов земли;

И чувствую – на дальнее кладбище

Меня под них, качая, понесли.

(Афанасий Фет)

Укажите три фрагмента, в которых одно из слов произносится одинаково (пусть

это будет первая группа), и другие три фрагмента, в которых это же слово

произносится иначе, чем во фрагментах первой группы.

Ответ запишите, указав номера примеров в каждой группе.

. Даны следующие словесно-звуковые уравнения:

1. Два + три = четыре.

2. Один + шесть = двенадцать.

3. Семь + сорок = пятнадцать.

4. Восемь + семь = пятнадцать.

5. Восемь + девять = четырнадцать.

Чем можно заменить «семь» в примерах 3 и 4? Выберите все возможные

варианты.

1) один

2) два

3) три

4) четыре

5) пять

6) шесть

7) восемь

8) девять

9) десять

 На экскурсии по ботаническому саду школьники увидели много растений,

в том числе кустарники и деревья. Определите по исторически однокоренным

словам, какие растения ребята увидели на этой экскурсии, и заполните пропуски.

Слова запишите в начальной форме.

Слово (1) ____________________ – наименование очень распространённого

в России дерева (ж. р., 6 букв).

1.1.Один из ахроматических цветов в цветовом спектре (прилагательное):

___________.

1.2.Материал, на котором писали древнерусские грамоты: ________ (ж. р.).

Слово (2) ____________________ (ж. р., 4 буквы).

2.1. Нежно приникать к кому-либо, как дитя к матери (глагол с двумя

буквами Ь): ______________ (6 букв).

2.2. Рельефное украшение интерьера дома, внешнее и внутреннее, из гипса,

бетона и других материалов _________________ (ж. р., 7 букв).

Слово (3) ____________________ (м. р., 3 буквы). Слово запишите в начальной

форме.

3.1. Пленник, невольник: ____________ (м. р., 5 букв).

3.2. Это название вспомогательного глагола, являющегося частью

составного именного сказуемого ___________ (ж. р., 6 букв).

3.3. Декоративное орнаментальное письмо, графическая форма некоторых

алфавитов _____________ (ж. р., 4 буквы).

Перед вами фразеологизмы. Некоторые из них построены ошибочно. Какие?

1) кисейная барышня

2) ни рыба, ни чёрту кочерга

3) гол, как церковная мышь

4) птичьего молока куры не клюют

5) шарашкина контора

6) мурашки забегали

7) разделать под орех

Частицы как особый грамматический класс имеют своё происхождение

в русском языке. Они возникли позднее других частей речи и образовывались

как от знаменательных, так и от служебных слов. Заполните графу «Частица».

Частица Справка о происхождении

1) Сращение трёх частиц

2) 2-е лицо ед. ч. повелительного наклонения от глагола пустить

3) Форма сравнительной степени от лихой, большой, изобильный

4) 2-е лицо ед. ч. повелительного наклонения от глагола пускать

5) Сращение междометия о и указательного местоимения то(тъ)

Каждое слово пишите в отдельное поле ответа по порядку.