пятница, 23 февраля 2018 г.

Демоверсия ВПР


                     5 класс .Проверочныеработы               

 Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1 Ч..дес..ны лунные мартовские ночи! Сказоч..ным каж..т..ся н..чной(1) лес. Иные, н..чные, слыш..т..ся звуки и г..л..са. Гугукнула сова и от..звались ей где-то д..леко другие нев..димки-совы. Пискнув тихонько, л..сная мыш.. проб..жала по снегу скрылась под пнём в сугроб.. . Опушкой леса проб..жала ост..рожная л..сица. В светл.. ночи выход..т к..рмит..ся на п..ля зайц.. . Ещё спят в св..их тёплых(3) норах и б..рлогах б..рсуки и м..дведи. Но в мартовские дни всё чаще просыпа..т..ся м..дведь. Подр..стают(2) в б..рлогах р..дившиеся з..мой м..двежата. Настоящая в..сна приход..т в с..р..дин.. марта. Радос..но, по-в..сеннему ч..рикают вороб..и. На л..сных тр..пинках провалива..т..ся под н..гами сне(г/к)
.(4) Смотреть решение ↓ Шаг первый Работаем над орфограммами, вставляем пропущенные буквы. Алгоритм рассуждения: Орфограмма
№1 Проверяемая гласная в корне написание н..чной -ночь ночной г..л..са – гОлос, сладкоголОсый голоса д..леко - даль далеко нев..димки - невИдимый невидимки ост..рожная - стОрож осторожная л..сица -лИсонька лисица к..рмиться -корм кормиться на п..ля - пОле На поля в св..их - свой В своих р..дившиеся- род родившиеся з..мой -зИмушка зимой м..двежата- от МЁД и ВЕДАТЬ Медвежата медведь в..сна - вЁсны весна В с..р..дине –серЁдка (полногласие -ЕРЕ-) В середине На л..сных - лес На лесных тр..пинках - трОпка тропинках под н..гами - нОги Под ногами Орфограмма   
  №2 Личные окончания глаголов каж..тся –казаться (Iспряжение) кажЕтся слыш..тся – слышать (искл.IIспр) слышИТся выход..т –выходить (IIспр) выходЯТ просыпа..тся –просыпаться (Iспр) просыпаЕТся приход..т – приходить (IIспр) приходИТ провалива..тся – проваливаться (Iспр) проваливаЕТся выход..т – выходить (IIспр) выходИТ Просыпа…тся- просыпаться (I спр) просыпаЕТся Орфограмма №3 Окончания существительных в сугроб.. .– 2 скл., П.п. в сугробЕ зайц.. .- после Ц зайцЫ В середин.. – 1 скл., П.п в серединЕ орфограмма  
  №4 Ь после шипящих Мыш…- 3 скл. мышЬ Орфограмма
№5 Чередующаяся гласная в корне Подр..стают- перед СТ и Щ пишу А ( кроме росток, Ростов, ростовщик) подрАстают Орфограмма
№6 -ТСЯ,-ТЬСЯ в глаголах Выходят (что делать?) кормит..ся кормитТЬся Медведь ( что делает?) просыпает..ся просыпаЕТся Снег (что делает?) проваливает…ся проваливаЕТся орфограмма
№7 Окончание прилагательных В светл.. ночи (какОЙ?) в сетлОЙ Орфограмма
№8 Правописание согласной в корне слова Радос..но - радосТь радосТно сне(г/к) - снеГа снеГ Чудес..ны -чудеса чудесны
Орфограмма №9 Словарные слова В б..рлогах В бЕрлогаж б..рсуки бАрсуки ч..рикают чИрикают Другие орфограммы Ч…десны – ЧУ-ЩУ чудесны от..звались - неизменяемая приставка ОТОзвались вороб..и – разделительный Ь воробЬи
Шаг второй Читаем текст еще раз.
Работаем над пунктограммами. Там, где необходимо, ставим знаки препинания. Алгоритм рассуждения: Предложение Правило Гугукнула сова, и отозвались ей где-то далеко другие невидимки -совы. Перед союзом И нужна запятая, т.к. она разделяет два простых предложения в составе сложного. Первая основа - гугукнула сова, вторая- невидимки-совы отозвались Пискнув тихонько, лесная мышь пробежала по снегу, скрылась под пнём в сугробе. После слова « по снегу» нужно поставить запятую, т.к. она разделяет однородные сказуемые: пробежала, скрылась. Шаг третий Переписываем текст. Чудесны лунные мартовские ночи! Сказочным кажется ночной(1) лес. Иные, ночные, слышатся звуки и голоса. Гугукнула сова, и отозвались ей где-то далеко другие невидимки-совы. Пискнув тихонько, лесная мышь пробежала по снегу, скрылась под пнём в сугробе. Опушкой леса пробежала осторожная лисица. В светлые ночи выходят кормиться на поля зайцы. Ещё спят в своих тёплых(3) норах и берлогах барсуки и медведи. Но в мартовские дни всё чаще просыпается медведь. Подрастают(2) в берлогах родившиеся зимой медвежата. Настоящая весна приходит в середине марта. Радостно, по- весеннему чирикают воробьи. На лесных тропинках проваливается под ногами снег.(4)
При переписывании текста учитываются: 1. Соблюдение орфографических норм;
2. Соблюдение пунктуационных норм;
3. Правильность списывания текста (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). Рекомендуем: Разбор ВПР по русскому языку (2 класс) Русский язык. 5 класс. Учебник Учебник, открывающий завершённую линию учебно-методических комплексов по русскому языку под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта для 5-9 классов, написан по оригинальной авторской методике, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой; одобрен экспертными организациями РАО и РАН, соответствует ФГОС и включён в Федеральный перечень учебников. Задание 2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы: (1) – фонетический разбор ; (2) – морфемный разбор; (3) – морфологический разбор; (4) – синтаксический разбор предложения Смотреть решение ↓
Шаг первый (1) – фонетический разбор ; При фонетическом разборе слова нужно определить количество букв и звуков, поставить ударение в слове, выделить гласные и согласные звуки, классифицировать их. Для проведения анализа необходимо знать, что такое гласные и согласные звуки и как составляется транскрипция. Модель разбора свободная. ночной(1) н – [н] – согласный, звонкий, твёрдый о – [а] – гласный, безударный ч – [ч’] – согласный, глухой, мягкий н – [н] – согласный, звонкий, твёрдый о – [о́] – гласный, ударный й – [й’]–согласный, звонкий, мягкий, ___________________________________ 6 букв, 6 звуков, 2 слога Шаг второй (2) – морфемный разбор; Что такое морфема? Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Морфемный разбор – это разбор слова на морфемы (по составу). морфемного разбора : Определить, к какой части речи относится слово; Найти окончание и обвести его рамочкой (в слове может быть нулевое окончание, а в наречии окончания нет); Выделить часть слова без окончания. Это основа слова; Найти корень и выделить дугой Найти приставку и обозначить ее; Найти суффикс и отметить его значком;    Помните, что некоторых морфем в слове может и не быть. Алгоритм рассуждения подрастают(2) Подрастают - это глагол. Выделяем окончание – ют, которое указывает на форму третьего лица множественного числа. Подрастают-вырастают –зарастают. Значит, под - это приставка. Выделяем приставку. Корень –раст- находим, сравнивая родственные слова: растет, вырос, растение (корень с чередующейся гласной) Суффикс – а- в глаголах показывает значение действия, это суффикс неопределенной формы (зарастАть) Итак, в слове четыре морфемы: под-раст-а-ют под- – приставка -раст- – корень -а- – суффикс -ют – окончание подраста - основа Шаг третий (3) – морфологический разбор; Чтобы проделать правильный морфологический разбор частей речи, необходимо:
1.     уметь определять начальную форму слов;
2.     знать их постоянные и изменяемые морфологические признаки;
3.     понимать синтаксическую роль слов в предложении. Порядок разбора имени прилагательного.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки: Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода); Краткая или полная форма; род ( в единственном числе); падеж, число.
III. Синтаксическая роль (в) тёплых(3) (норах) 1) (в) тёплых (норах) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: в норах(каких?) тёплых; 2) начальная форма – тёплый; во множественном числе, в предложном падеже; 3) в предложении является определением. Шаг четвертый (4) – синтаксический разбор предложения.
При синтаксическом разборе надо: охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное; по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательное или невосклицательное; по количеству грамматических основ: простое (одна грамматическая основа) или сложное (две или более грамматических основ); охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное( есть подлежащее и сказуемое) или односоставное (есть только подлежащее или только сказуемое), указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое(есть второстепенные члены) или нераспространённое (нет второстепенных членов). указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением) или не осложнено. подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. Предл. прил сущ Глаг Предл.. сущ. сущ На лесных тропинках проваливается под ногами снег(4). (Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, двусоставное). Грамматическая основа: снег (подлежащее) что делает? проваливается (сказуемое). Второстепенные члены предложения: проваливается (где? под чем?) под ногами – обстоятельство, допустимо – дополнение; проваливается ( где?) на тропинках – обстоятельство; тропинках ( каких?) лесных – определение
Задание №3 Поставьте знак ударения в следующих словах: Партер, километр, современный, углубит. Смотреть решение ↓ Это задание проверяет владение орфоэпическими нормами. Ответ: Парте́р, киломе́тр, совреме́нный, углуби́т
Задание №4 Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении. В саду ветви яблонь гнулись до земли под тяжестью плодов.   Чтобы выполнить это задание, надо вспомнить самостоятельные и служебные части речи. Смотреть решение
↓ № самостоятельные служебные 1 Имя существительное Предлог междометие 2 Глагол Союз 3 Имя прилагательное частица 4 Местоимение 5 Имя числительное 6 Наречие Алгоритм рассуждения Шаг первый 1. (в) саду (сад), ветви (ветвь), яблонь (яблоня), (под) тяжестью (тяжесть), плодов (плод) Эти слова обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что? Следовательно, это имена существительные. 2. Гнулись – это глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что делали? 3. Гнулись (где?) в саду, (под чем) под тяжестью, (как? до чего?) до земли Предлоги В, ПОД, ДО выражают зависимость существительных от глагола, (связывают существительные с глаголом) предл. сущ. сущ. сущ. глаг. предл. сущ. предл. сущ сущ.
Ответ: В саду ветви яблонь гнулись до земли под тяжестью плодов. Шаг второй Определяем, какие части речи отсутствуют в предложении. В предложении нет имени прилагательного, местоимения, имени числительного, наречия, союза, частицы, междометия.
Задание №5 Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения. Стёпа как вы переправлялись на другой берег Стёпа ответил что они ловили рыбу на обычную удочку Стёпа вчера ходил со мной на рыбалку тихо сказал дедушка По словам Стёпы самый хороший клёв был ранним утром Алгоритм рассуждения. Шаг первый Распознавание предложения и расстановка знаков препинания.
Предложение №1 простое, вопросительное, осложнено обращением. Смотреть решение ↓
Расставляем знаки препинания: Стёпа, как вы переправлялись на другой берег? Второе предложение сложное, повествовательное. Расставляем знаки препинания: Стёпа ответил, что они ловили рыбу на обычную удочку. Четвертое предложение простое, повествовательное, осложнено вводным словом. Расставляем знаки препинания: По словам Стёпы, самый хороший клёв был ранним утром. Предложение №3 с прямой речью. Расставляем знаки препинания: «Стёпа вчера ходил со мной на рыбалку»,- тихо сказал дедушка.

Демонстрационная версия ВПР по русскому языку 5 класс 2017 год.
1. Задание 10 № 1 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10—13 текста.
Запишите ответ. Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

 Текст 2 (1)Жил у нас в доме огромный толстый кот — Иваныч. (2)Мы все его любили за добрый нрав. (3)Только увидит нас утром — сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться. (4)Нам даже казалось, что по своему характеру и уму кот больше походил на собаку. (5)Он и бегал за нами, как собака: мы на огород — и он следом, мама в магазин — и он за ней. (6)А возвращаемся вечером с реки — Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается. (7)В старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой. (8)Переезжая, мы очень боялись, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными. (10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл. (14)Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот. (По Г. Скребицкому) Пояснение. В предложениях 10-13 представлено повествование. Повествование - это тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности. Ответ: повествование Ответ: повествование 2. Задание 11 № 2 В предложениях 9—11 найдите слово со значением «чувство тревоги, беспокойство». Выпишите это слово. Пояснение. В предложении 9 есть слово «опасения», которое имеет значение «чувство тревоги, беспокойство». Ответ: опасения|опасение Ответ: опасения|опасение 3. Задание 12 № 3 В предложениях 4—6 найдите антоним к слову «утром» и выпишите его. Пояснение. Антонимы - это слова с противоположным значением. В предложении 6 есть слово «вечером», которое является антонимом к слову «утром».