Синтаксические
синонимы – синтаксические единицы, разные по строению, но
близкие по смыслу.
Задание1.
|
Пример
|
Характеристика синтаксического синонима
|
|
Я не хочу играть в теннис.
|
Сложноподчиненное предложение с придаточным времени можно заменить
простым предложением с деепричастным оборотом.
|
|
Петя, за тобой пришли родители!
|
Сложное бессоюзное предложение можно заменить сложноподчиненным.
|
|
Я расстроился, когда допустил ошибку в диктанте.
|
Простое двусоставное предложение можно заменить односоставным безличным.
|
|
Я перешел в новую школу и поразился: здесь никто не задавал домашних
заданий.
|
Простое двусоставное предложение можно заменить односоставным неопред
|
Установите соответствия
между примерами предложений и характеристикой возможных синтаксических
синонимов.
Задание 2.
Заполните пропуски в комментарии к предложениям с
синтаксическими синонимами.
1. Ребята обсудили
сценарий концерта на Новый год и решили сделать ставку на чтение стихов с
выражением.
2. Обсудив сценарий
новогоднего концерта, ребята решили сделать ставку на выразительное чтение
стихов.
Во втором предложении однородные ___________ заменены
на сказуемое и ___________, а словосочетания с ___________ заменены на
словосочетания с __________.
Элементы для подстановки: подлежащие, деепричастный
оборот, управлением, сказуемые, примыканием, глаголы, согласованием, причастный
оборот.
Задание 3.
Установление соответствий между элементами двух
множеств
Соотнесите предложения с прямой речью со средствами,
которые бы вы использовали для перевода прямой речи в косвенную.
А. Учительница зашла в кабинет и сказала: «Достаньте
двойные листочки!»
Б. Учительница зашла в кабинет и спросила: «У вас есть
двойные листочки?»
В. Учительница зашла в кабинет и сообщила: «Сегодня
контрольная».
1. Ли.
2. Что.
3. Чтобы.