Блоки программы
курса «Родной язык».
2 Основные содержательные линии программы учебного
предмета «Родной (русский) язык»
курс, имеющий частный характер, школьный курс
русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного
в предметной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает
его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы)
соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка
в учреждении, но не дублируют их и имеют преимущественно
практикоориентированный характер. В соответствии с этим в программе выделяются
следующие блоки:
В
первом блоке – «Язык и культура» – представлено
содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории,
языка и материальной и духовной культуры русского народа,
национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами
русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и
специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира,
овладение культурой межнационального общения.
Второй
блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у
учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка
во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения,
практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного
использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и
конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом
требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и
выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к
нормативным словарям современного русского литературного языка и
совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функциональносмысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.