среда, 10 ноября 2021 г.

к уроку русского языка

 

К уроку о роли языка в жизни человека

 

 Язык — первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его.(А.Генис)

*А. Генис - советский журналист и писатель, в 1977 году эмигрировавший в США. В настоящее время живет в Нью-Джерси

 

Язык — это след гигантского производительного труда человеческого общества. Это отложенные кристаллы мириадов трудовых движений, жестов и вызванной ими духовной энергии. Все сложные движения, рожденные в глубинах нашего существа, получают форму в языковом определении. Язык — это орудие мышления.(А.Н.Толстой)

*А. Н. Толстой – русский и советский писатель и общественный деятель из рода Толстых. Автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений

 

— Что объединяет эти два высказывания о языке? (Язык — орудие труда, мышления. Он служит человеку.)

— Почему возникновение языка как социального явления и А. Генис, и А. Толстой связывают с трудовой деятельностью человека (Нет языка без общества, и нет общества без языка, а общество не может жить и развиваться без трудовых операций.)

— Раскройте смысл последнего предложения второго высказывания. Найдите ответ в первом высказывании. (Проделывал за нас логические операции, язык служит человеку и порабощает его.)

— Объясните постановку знаков препинания во втором тексте.

— Выделите корни в словах с орфограммой «Проверяемая гласная в корне» (Производительный, движения, рождённые.)

— Назовите орфограмму в корне в слове гигантского(Непроизносимая согласная.)

— Объясните лексическое значение слов:

Поработить: 1) обратить в рабство; 2) полностью подчинить себе.

Язык: 1) исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе; 2) совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе (язык Пушкина); 3) речь, способность говорить; 4) система знаков, передающих информацию (язык жестов).

Производительный: плодотворный, продуктивный.

Мириады: неисчислимое множество.

3. Зрительный диктант

) Прочитайте высказывания о языке.

 

Наш язык совершеннее наших понятий.(Л.Вовенарг)

Л. Вовенарг – французский философ, моралист и писатель первой половины 18 века.

 

Чем хуже владеешь языком, тем меньше можешь на нем соврать. (Х. Геббель)

Х.Геббель – немецкий драматург и поэт 19 века.

 

Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык. (Пифагор)

*Пифагор – древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.

 

Можно объясниться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл. (Ж. Ростан)

*Ж.Ростан — французский биолог и писатель 20 века.

 

— Объясните постановку знаков препинания в данных высказываниях.

— Как вы понимаете четвёртое высказывание?

— Выберите одно высказывание, выучите его и запишите по памяти.