К уроку о роли языка в жизни человека
Язык — первое орудие труда, первая машина, помогающая
человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит
человеку и порабощает его.(А.Генис)
*А. Генис - советский журналист и писатель, в 1977 году
эмигрировавший в США. В настоящее время живет в Нью-Джерси
Язык — это след гигантского производительного труда
человеческого общества. Это отложенные кристаллы мириадов трудовых движений,
жестов и вызванной ими духовной энергии. Все сложные движения, рожденные в
глубинах нашего существа, получают форму в языковом определении. Язык — это
орудие мышления.(А.Н.Толстой)
*А. Н. Толстой – русский и советский писатель и
общественный деятель из рода Толстых. Автор социально-психологических,
исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов,
публицистических произведений
— Что объединяет эти два высказывания о языке? (Язык
— орудие труда, мышления. Он служит человеку.)
— Почему возникновение языка как социального явления и А.
Генис, и А. Толстой связывают с трудовой деятельностью человека (Нет
языка без общества, и нет общества без языка, а общество не может жить и
развиваться без трудовых операций.)
— Раскройте смысл последнего предложения второго
высказывания. Найдите ответ в первом высказывании. (Проделывал за нас
логические операции, язык служит человеку и порабощает его.)
— Объясните постановку знаков препинания во втором тексте.
— Выделите корни в словах с орфограммой «Проверяемая гласная
в корне» (Производительный, движения, рождённые.)
— Назовите орфограмму в корне в слове гигантского. (Непроизносимая
согласная.)
— Объясните лексическое значение слов:
Поработить: 1)
обратить в рабство; 2) полностью подчинить себе.
Язык: 1)
исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств,
являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в
обществе; 2) совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных
на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе (язык Пушкина); 3)
речь, способность говорить; 4) система знаков, передающих информацию (язык
жестов).
Производительный: плодотворный,
продуктивный.
Мириады: неисчислимое
множество.
3. Зрительный диктант
) Прочитайте
высказывания о языке.
Наш язык совершеннее наших понятий.(Л.Вовенарг)
* Л. Вовенарг
– французский философ,
моралист и писатель первой половины 18 века.
Чем хуже владеешь языком, тем меньше можешь на нем соврать.
(Х. Геббель)
* Х.Геббель
– немецкий драматург и
поэт 19 века.
Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде
изучить его язык. (Пифагор)
*Пифагор – древнегреческий философ, математик и
мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.
Можно объясниться с теми, кто говорит на другом языке, но
не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл. (Ж. Ростан)
*Ж.Ростан — французский биолог и писатель 20 века.
— Объясните постановку знаков препинания в данных
высказываниях.
— Как вы понимаете четвёртое высказывание?
— Выберите одно высказывание, выучите его и запишите по
памяти.