пятница, 27 октября 2023 г.

Современный урок и обновлённые федеральные государственные образовательные Стандарты

 

 

Выступление на МО учителей гуманитарного цикла

 

Современный урок и обновлённые федеральные государственные образовательные Стандарты

 Что изменится в уроке? Каким должен быть современный урок в свете требований обновлённых Стандартов? Перед образованием поставлена ключевая педагогическая задача;

-школа должна воспитать гражданина современного общества, способного учиться всю жизнь.

Задачи, которые ставит перед школой государство и общество, меняются. Что в связи с этим меняется в школе? Методы, способы, приёмы, формы, технологии… А что остаётся неизменным? Во всяком случае, в большинстве российских школ? Урок. Обновлённые Стандарты требуют от педагога понимания того, что современный урок обязан обеспечивать формирование у обучающихся функциональной грамотности, всех её составляющих. Функциональная грамотность определяется Стандартами как способность обучающихся решать учебные задачи и разрешать жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и личностных способов деятельности. Обучающиеся должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. Следовательно, учителю необходимо применять на уроке приёмы и задания, направленные на формирование всех видов функциональной грамотности

В обновлённых Стандартах усилена воспитательная составляющая. Воспитание подрастающего поколения является приоритетной задачей современного образования, а важнейшей задачей современного воспитания является определение склонностей и способностей обучающихся, соотнесение их с реальными возможностями ребят и развитие каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. И эту задачу призван решать учитель, понимая, что каждый урок обладает воспитательным потенциалом, т.е. совокупностью имеющихся на уроке возможностей для воспитания благодаря содержанию учебных предметов, и умело используя этот потенциал. Процесс обучения станет действительно воспитывающим, если учитель на уроке будет не просто сообщать обучающимся знания, а всей своей деятельностью, всей организацией деятельности ребят будет учить школьников умению всю жизнь учиться, самостоятельно добывать знания, вырабатывать своё личное отношение к познаваемому, преодолевать трудности познания, создавать себя. Учитель должен так организовать деятельность обучающихся на уроке, чтобы его содержание воспринималось ребятами как    определённая ценность: социальная, нравственная, эстетическая, экологическая и другие.

Презентация1й слайд

«ФГОС третьего поколения: требования к предметным результатам освоения учебных предметов «Русский язык», «Литература»

2й слайд

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

3й слайд

Стандарты «первого» поколения (2004 год) имели федеральный компонент со строго определенным перечнем дисциплин и их содержанием, который в обязательном порядке должен был быть выполнен, и региональный компонент , содержание которого образовательное учреждение определяло самостоятельно.

Стандарты «второго» поколения (2009-2010гг.) были ориентированы на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования 

Разработчики стандартов «третьего» поколения, декларируют, что отбор содержания в обновленном формате происходит с учетом традиционного подхода и новых требований к учебно-воспитательному процессу , а также требований органов контроля к образовательным процедурам .

4й слайд

ФГОС-II: изменение требований к ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ + ФГОС-III

Личностные результаты:

• система ценностных ориентаций, •интересы, •мотивации и др.

Предметные результаты •знания

• умения,

• опыт творческой деятельности и др.

Метапредметные результаты:

  • способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

5 й слайд

ФГОС III

ФГОС обеспечивает:

единство образовательного пространства Российской Федерации в том числе единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания, с целью реализации равных возможностей получения качественного основного общего образования;

преемственность образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.

ФГОС – это нормативно-правовой документ, база для

других документов!

Одна из целей: родители должны понимать ожидаемый

результат обучения.

6й слайд

С 1 сентября 2022 года начали действовать обновленные ФГОС .

Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Отбор содержания происходит с учетом традиционного

подхода + новые требования ( практикоориентированность )

+ требования органов контроля .

В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы:

что конкретно школьник будет знать;

чем овладеет;

что освоит.

7й слайд

Основные изменения, внесенные в обновленные ФГОС.

1. Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.

2. Сделан акцент на развитие  «мягких» навыков  — метапредметных и личностных.

3. Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).

4. Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).

5. Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).

6. Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось). 

7. Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

9 й слайд

ФГОСы важны как для педагогов, так и для школьников. На государственных стандартах строится весь учебный процесс. Они помогают обеспечивать единство образования на территории России: выдвигают требования к содержанию программ, условиям реализации и ожидаемым результатам учеников. 

Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания . Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны . А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.

Сейчас продолжается их разработка и совершенствование, а главным отличием от предыдущих стандартов станет конкретизация и чёткость. 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Лагутина Евгения Борисовна МКОУ СОШ № 7

Выступление на МО учителей русского языка и литературы 23.08.2023 г.

 

Современный урок и обновлённые федеральные государственные образовательные Стандарты

 Что изменится в уроке? Каким должен быть современный урок в свете требований обновлённых Стандартов? Перед образованием поставлена ключевая педагогическая задача;

-школа должна воспитать гражданина современного общества, способного учиться всю жизнь.

Задачи, которые ставит перед школой государство и общество, меняются. Что в связи с этим меняется в школе? Методы, способы, приёмы, формы, технологии… А что остаётся неизменным? Во всяком случае, в большинстве российских школ? Урок. Обновлённые Стандарты требуют от педагога понимания того, что современный урок обязан обеспечивать формирование у обучающихся функциональной грамотности, всех её составляющих. Функциональная грамотность определяется Стандартами как способность обучающихся решать учебные задачи и разрешать жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и личностных способов деятельности. Обучающиеся должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. Следовательно, учителю необходимо применять на уроке приёмы и задания, направленные на формирование всех видов функциональной грамотности

В обновлённых Стандартах усилена воспитательная составляющая. Воспитание подрастающего поколения является приоритетной задачей современного образования, а важнейшей задачей современного воспитания является определение склонностей и способностей обучающихся, соотнесение их с реальными возможностями ребят и развитие каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. И эту задачу призван решать учитель, понимая, что каждый урок обладает воспитательным потенциалом, т.е. совокупностью имеющихся на уроке возможностей для воспитания благодаря содержанию учебных предметов, и умело используя этот потенциал. Процесс обучения станет действительно воспитывающим, если учитель на уроке будет не просто сообщать обучающимся знания, а всей своей деятельностью, всей организацией деятельности ребят будет учить школьников умению всю жизнь учиться, самостоятельно добывать знания, вырабатывать своё личное отношение к познаваемому, преодолевать трудности познания, создавать себя. Учитель должен так организовать деятельность обучающихся на уроке, чтобы его содержание воспринималось ребятами как    определённая ценность: социальная, нравственная, эстетическая, экологическая и другие.

Презентация

 

1й слайд

«ФГОС третьего поколения: требования к предметным результатам освоения учебных предметов «Русский язык», «Литература»

2й слайд

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

3й слайд

Стандарты «первого» поколения (2004 год) имели федеральный компонент со строго определенным перечнем дисциплин и их содержанием, который в обязательном порядке должен был быть выполнен, и региональный компонент , содержание которого образовательное учреждение определяло самостоятельно.

Стандарты «второго» поколения (2009-2010гг.) были ориентированы на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования 

Разработчики стандартов «третьего» поколения, декларируют, что отбор содержания в обновленном формате происходит с учетом традиционного подхода и новых требований к учебно-воспитательному процессу , а также требований органов контроля к образовательным процедурам .

4й слайд

ФГОС-II: изменение требований к ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ + ФГОС-III

Личностные результаты:

• система ценностных ориентаций, •интересы, •мотивации и др.

Предметные результаты •знания

• умения,

• опыт творческой деятельности и др.

Метапредметные результаты:

способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

5 й слайд

ФГОС III

ФГОС обеспечивает:

единство образовательного пространства Российской Федерации в том числе единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания, с целью реализации равных возможностей получения качественного основного общего образования;

преемственность образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.

ФГОС – это нормативно-правовой документ, база для

других документов!

Одна из целей: родители должны понимать ожидаемый

результат обучения.

6й слайд

С 1 сентября 2022 года начали действовать обновленные ФГОС .

Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Отбор содержания происходит с учетом традиционного

подхода + новые требования ( практикоориентированность )

+ требования органов контроля .

В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы:

что конкретно школьник будет знать;

чем овладеет;

что освоит.

7й слайд

Основные изменения, внесенные в обновленные ФГОС.

1. Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.

2. Сделан акцент на развитие  «мягких» навыков  — метапредметных и личностных.

3. Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).

4. Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).

5. Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).

6. Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось). 

7. Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

9 й слайд

ФГОСы важны как для педагогов, так и для школьников. На государственных стандартах строится весь учебный процесс. Они помогают обеспечивать единство образования на территории России: выдвигают требования к содержанию программ, условиям реализации и ожидаемым результатам учеников. 

Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания . Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны . А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.

Сейчас продолжается их разработка и совершенствование, а главным отличием от предыдущих стандартов станет конкретизация и чёткость.