пятница, 23 февраля 2018 г.

Работа


Вариант № 1

Демонстрационная версия ВПР по русскому языку 5 класс 2017 год.

1. Задание 10 № 1
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10—13 текста. Запишите ответ.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

Текст 2

(1)Жил у нас в доме огромный толстый кот — Иваныч. (2)Мы все его любили за добрый нрав. (3)Только увидит нас утром — сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться. (4)Нам даже казалось, что по своему характеру и уму кот больше походил на собаку. (5)Он и бегал за нами, как собака: мы на огород — и он следом, мама в магазин — и он за ней. (6)А возвращаемся вечером с реки — Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.
(7)В старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой. (8)Переезжая, мы очень боялись, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными.
(10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл. (14)Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот.

(По Г. Скребицкому)
Пояснение.
В предложениях 10-13 представлено повествование. Повествование - это тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.

Ответ: повествование
Ответ: повествование
2. Задание 11 № 2
В предложениях 9—11 найдите слово со значением «чувство тревоги, беспокойство». Выпишите это слово.

Пояснение.
В предложении 9 есть слово «опасения», которое имеет значение «чувство тревоги, беспокойство».

Ответ: опасения|опасение
Ответ: опасения|опасение
3. Задание 12 № 3
В предложениях 4—6 найдите антоним к слову «утром» и выпишите его.

Пояснение.
Антонимы - это слова с противоположным значением.
В предложении 6 есть слово «вечером», которое является антонимом к слову «утром».

Ответ: вечером
Ответ: вечером
4. Задание 1 № 4
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1
В тундр.. – в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под ни..ких обл..ков. Звенят большие(3) и малые руч..и со стоном взламывают..ся р..чушки в г..рах.
Вода всюду(1). Ступ..ш.. ногой в мох – и мох сочит..ся. Трон..ш.. мшист..ю коч..ку – и сверху появит..ся вода. Стан..ш.. ногой на л..док – и из-под л..дка брызн..т вода. Сейчас вся тундра это разр..стающееся б..лото. Оно ж..вёт в..хлипыва..т под с..погами. Оно мя..кое, п..крыто ж..лтой прошлогодн..й тра..кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий пух.
В..сна ро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся(4). Вдруг зам..рает(2) под напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся а идёт дальше.
Пояснение.
В тундре — весна. Солнце дружески подмигивает, посылая луч света из-под низких облаков. Звенят большие и малые ручьи, со стоном взламываются речушки в горах.
Вода всюду. Ступишь ногой в мох — и мох сочится. Тронешь мшистую кочку — и сверху появится вода. Станешь ногой на ледок – и из-под ледка брызнет вода. Сейчас вся тундра — это разрастающееся болото. Оно живёт, всхлипывает под сапогами. Оно мягкое, покрыто жёлтой прошлогодней травкой и весенним мхом, похожим на цыплячий пух.
Весна робко входит в тундру, оглядывается. Вдруг замирает под напором холодного ветра, но не останавливается, а идёт дальше.
5. Задание 2 № 5
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.

Пояснение.
Фонетический разбор
всюду(1)
в — [ф] — согласный, глухой, твёрдый
с — [с'] — согласный, глухой, мягкий
ю — [у́] — гласный, ударный
д — [д] — согласный, звонкий,
твёрдый у — [у] — гласный, безударный

5 букв, 5 звуков, 2 слога

Морфемный разбор (по составу)
замирает(2)
за- — приставка
-мир- — корень
-а- — суффикс
-ет — окончание

Морфологический разбор
большие(3) (ручьи)
1) большие (ручьи) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: ручьи (какие?) большие;
2) Начальная форма — большой; во множественном числе, в именительном падеже;
3) В предложении является определением

Синтаксический разбор
Весна робко входит в тундру, оглядывается(4).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: весна (подлежащее), входит, оглядывается (однородные сказуемые).
Второстепенные члены предложения: (входит) робко — обстоятельство; (входит) в тундру — обстоятельство
6. Задание 3 № 6Поставьте знак ударения в следующих словах:

Торты, облегчить, цемент, квартал.
Пояснение.
7. Задание 4 № 7
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

В середине апреля из Африки возвращаются на родину соловьи.

Пояснение.
 1) Обозначение частей речи в предложении:
2) обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица. Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие
8. Задание 5 № 8
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По словам Дениски всё стихотворение он выучил наизусть
2) Дениска робко сказал что не понял вопрос Раисы Ивановны
3) Раиса Ивановна громко произнесла Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова
4) Что ты так сбивчиво декламируешь стихотворение Дениска
Пояснение.
1) Расставим знаки препинания.
Раиса Ивановна громко произнесла: «Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова».
2) Составим схему.
А: «П».

Примечание: В русском языке предложения с прямой речью служат для дословной передачи чужих слов. При этом важным является также указание на того, кто их произнес, поэтому в составе такого предложения есть слова автора и его высказывание - собственно прямая речь.
9. Задание 6 № 9
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Маша любит рисовать пейзажи акварельными красками.
2) Возьми-ка со стола новые кисти и акварельные краски!
3) Сначала друзья прорисуйте контуры предметов.
4) В художественной школе мы рисуем пейзажи и натюрморты.
Пояснение.
Расставим знаки препинания:
1) Маша любит ри­со­вать пей­за­жи ак­ва­рель­ны­ми крас­ка­ми. - Запятые не нужны.
2) Возь­ми-ка со стола новые кисти и ак­ва­рель­ные крас­ки! - Запятые не нужны: однородные дополнения соединены одиночным союзом И, поэтому запятая не ставится.
3) Сна­ча­ла, дру­зья, про­ри­суй­те кон­ту­ры пред­ме­тов. - С двух сторон выделяется обращение «друзья».
4) В ху­до­же­ствен­ной школе мы ри­су­ем пей­за­жи и на­тюр­мор­ты. - Запятые не нужны: однородные дополнения соединены одиночным союзом И, поэтому запятая не ставится.

Ответ: 3) Сна­ча­ла, дру­зья, про­ри­суй­те кон­ту­ры пред­ме­тов. - С двух сторон выделяется обращение «друзья».

Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
10. Задание 7 № 10
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Всю ночь зима вязала кружевные узоры и щедро раздавала наряды деревьям.
2) Исчезают последние островки снега и на свет пробивается зелёная травка.
3) Снег заботливо укутал все деревья и белой накидкой покрыл землю.
4) Вот показалось долгожданное солнце и залило всю окрестность ярким светом.
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
1) Всю ночь зима вя­за­ла кру­жев­ные узоры и щедро раз­да­ва­ла на­ря­ды де­ре­вьям. - За­пя­тые не нужны: од­но­род­ные ска­зу­е­мые со­еди­не­ны оди­ноч­ным со­ю­зом И, по­это­му за­пя­тая между ними не ста­вит­ся.
2) Ис­че­за­ют по­след­ние ост­ров­ки снега, и на свет про­би­ва­ет­ся зелёная травка. - Запятая между частями сложного предложения.
3) Снег за­бот­ли­во уку­тал все де­ре­вья и белой на­кид­кой по­крыл землю. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
4) Вот по­ка­за­лось дол­го­ждан­ное солн­це и за­ли­ло всю окрест­ность ярким све­том. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

Ответ: 2) Ис­че­за­ют по­след­ние ост­ров­ки снега, и на свет про­би­ва­ет­ся зелёная травка. - Запятая между частями сложного предложения.

Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
11. Задание 8 № 11
Определите и запишите основную мысль текста.

Пояснение.
Основная мысль текста
Не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: у Иваныча вышло совсем наоборот.

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
12. Задание 9 № 12
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Иваныч был ласковым котом? Запишите ответ.

Пояснение.
Ответ может быть сформулирован так: Завидев хозяев, кот мурлыкал, тёрся об их ноги.

Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.