пятница, 22 июня 2018 г.

Анализ работы МО учителей русского языка и литературы. 2017-20187 уч.год


Анализ работы МО учителей русского языка и литературы
в 2017- 2018  уч. году.
 Проблема, над которой работало МО учителей русского языка и литературы в 2017-2018гг «Внедрение компетентностного и системно-деятельного подходов в свете модернизации образования».
Над данной проблемой работа велась с 2015 года. Перед МО были поставлены следующие задачи:
1. Повышать педагогический уровень, мастерство, продолжать самообразовательную деятельность учителей.
Задача реализована частично.

Учителя работают по темам самообразования, - а это положительно сказывается на качестве уроков, повышает мотивацию учебной деятельности учащихся.
2. Включить всех учителей МО в активную работу по формированию основных языковых компетенций учащихся.
Учителя активно работают в данном направлении, что улучшает качество знаний, умений и навыков учащихся по всем видам речевой деятельности. Реализовано
3. Использовать современные (прогрессивные) технологии как средства интенсификации учебного процесса.
Реализована частично из-за недостаточной материально-технической базы и оснащения кабинетов наглядными пособиями.
4. Повышать мотивацию учащихся к изучению предмета посредством использования активных методов организации работы на уроке (внеклассная работа, напр.)
Реализована частично, учителя МО вели активную работу по организации и проведению мероприятий в рамках недели русского языка и литературы, методической недели, привлекая детей различных возрастных групп.Так же принимали активное участие в школьных и районных конкурсах.
Анализ условий, обеспечивающих реализацию образовательных программ
Кадровый состав ШМО учителей русского языка.
Ф.И.О. учителя
Образование, учебное заведение, специальность
Общий стаж и стаж работы в данном ОУ
Дата прохождения аттестации
(категория, год прохождения
аттестации)
Повышения квалификации
1
Дергилёва Н.Н.
Высшее , Московский ГГУ им.Шолохова, учитель рус.яз. и лит.
28 лет, 23года
Соответствие-2014г
ФГОС-2015г
2
Лагутина Е.Б.
Высшее ЧИГУ-преп.рус.яз. и лит
42 год,20лет
2016г. Высшая
Февраль 2016г
3
Лысанёва Г.Н.
Высшее-СГУ, учитель рус.яз и лит.
28лет, 28 лет
1 кат 14 октября  2013
ФГОС  2013.г.
4
Прокопова СВ.
Высшее, Астраханский ГПИ им. с.М.Кирова, 1996г.,учитель рус.яз. и лит
23года,21 лет
2015г. первая
ФГОС  октябрь 2015г



Анализ данных, приведённых в таблице, позволяет сделать вывод о том, что в ШМО учителей русского языка работают опытные, квалифицированные специалисты. Все имеют высшее образование. Один  учитель имеет высшую квалификационную категорию.
Данная проблема в течение 2017-2018учебного года решалась посредством организации целенаправленной систематической работы по повышению профессионального уровня учителей.
Основными формами работы по повышению педагогического мастерства стали:
- участие в заседаниях районных и краевых семинарах, конференциях , конкурсах;
- взаимопосещение уроков;
- работа над индивидуальной методической темой;
- изучение опыта работы лучших учителей района, края, России.
Рекомендации:
МО следует стимулировать работу по созданию условий для повышения результативности работы учителей, их активного участия в деятельности РМО, конкурсах профессионального мастерства.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предмету:
Комплексно решить задачи, стоящие перед школой, помогает использование в полном объёме регионального и школьного компонентов учебного плана, реализующих вариативность содержания образования.
Учебные планы по русскому языку и литературе на 2017-2018учебный год были составлены на основе Федеральной примерной программы по русскому языку. При составлении учебного плана учитывался принцип преемственности в преподавании РЯ на разных этапах обучения.
Учебный план на 2017-18 учебный год всеми учителями выполнен, учебная программа пройдена полностью.
Обучение  осуществлялось по учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ постановлением №349 «Об утверждении федерального перечня учебников» от 13.12.2007г.
В течение учебного года были проведены заседания со следующей повесткой дня:
1.Изучение рекомендаций по составлению рабочих программ по предметам «Русский язык» и «Литература».  Утверждение методических тем по самообразованию учителей русского языка и литературы.
2. Методическая работа: Правила ведения школьной документации, ученических тетрадей, периодичность их проверки.
3. Анализ результатов ЕГЭ в 11 классе и ОГЭ в 9 классе в 2017 года, знакомство с информационными материалами.
4.Соблюдение принципа преемственности в преподавании, выработка единых требований к коммуникативной культуре учащихся
5. Анализ Демо-версии
6. Анализ участия школьников в олимпиаде. Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по русскому языку и литературе ОГЭ  и ЕГЭ.
7. Обзор новых образовательных порталов по русскому языку и литературе. 8.Изучение пакета документов - рекомендаций по проведению итогового сочинения в 11 классе 2017-2018 года.
8. Методика подготовки учащихся к ОГЭ: формы и методы организации работы с учащимися группы учебного риска при подготовке к итоговой аттестации. Обмен опытом работы. Составление планы индивидуальной работы со слабоуспевающими обучающимися
9. Организация научно-методической работы по вопросам государственной (итоговой) аттестации учащихся 11 класса
10. «Предметы русского языка и литературы в структуре общего образования в соответствии с ФГОС основного общего образования (практикум). Планирование урока в условиях введения ФГОС»:
11.Практическая работа. Особенности учебных заданий, направленных на формирование УУД.
12.Практическая работа. Разработка технологических карт уроков.
 13.Повышение качества образования: методы и пути реализации.
14.Отчет учителей-предметников о подготовке к ЕГЭ, ОГЭ: «Организация научно-методической работы по вопросам Государственной (итоговой) аттестации учащихся».
15.Создание системы диагностических работ по разделам «Русского языка» в 5 – 11 классах для промежуточной аттестации обучающихся
16.Обобщение опыта и анализ работы по формированию регулятивных, учебно — логических, учебно — информационных и коммуникамивных умений при работе по ФГОС ООО на уроках предметов гуманитарного цикла.
  другие.
  Работа учителей МО по темам самообразования за 2017-2018учебный год
Огромную роль в повышении профессионального уровня педагогов играет их самообразование. В 2017-2018 уч. году каждый учитель работал над интересующей его методической темой.
Ф.И.О. учителя
Тема самообразования
1.
Дергилёва Н.Н.
«Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно- коммуникативных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе»
2.
Лагутина Е.Б.
Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
3.
Лысанёва Г.Н.
Организация внеклассной работы по русскому языку»
4.
Прокопова С.В.
Формирование информационной  культуры обучающихся как необходимое условие повышения качества образования
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что работа учителей над самообразованием носит практический характер и направлена на совершенствование профессионального мастерства педагогов. Результатом деятельности становится повышение качества образования, всестороннее развитие личности учащихся.
Среди проблем, связанных с работой над самообразованием, следует выделить следующую: недостаточно активна работа учителей МО по обобщению передового педагогического опыта.
Рекомендации:
- Активизировать работу учителей по практическому применению тем самообразования. Решить данную задачу можно посредством организации инструктивно-методических совещаний по вопросам планирования работы над самообразованием и обобщением опыта своей деятельности.
- Заслушивать на каждом заседании МО сообщения учителей о ходе и результативности работы над темой самообразования, планировать открытые уроки для обмена опытом.

Открытые уроки в рамках предметной недели были даны в соответствии с планом:
Мероприятие
Класс
Учитель
Открытый урок «Отрицательные местоимения»

6 класс


Лысанёва Г.Н.
КВН «Занимательная грамотность»
6-7классы
Лысанёва Г.Н.
Мероприятие « Фразеологизмы в картинках»

5класс
Лагутина Е.Б.
Литературная игра «Что? Где? Когда?» (По страницам книг Э. Успенского)



5класс


Лагутина Е.Б.
Читательская конференция «золотая полка»
6класс
Лысанёва Г.Н.
Открытый урок «Любовь к Родине в лирике С.Есенина
9а класс
Дергилёва Н.Н.
Открытый урок русского языка «Обособленные члены предложения»

8 кл.,


Лагутина Е.Б.
Дебаты «Ненормативная лексика в повседневной жизни»

9а кл.
Дергилёва Н.Н.

 Посещение семинаров .
В 2017-2018 уч.годы учителя участвовали в следующих семинарах:
-Семинар по вопросу подготовки к Всероссийскому сочинению,
-Семинар по проверке Итогового сочинения
-Краевой семинар «Современные аспекты преподавания филологических дисциплин в контексте реализации русского языка и литературы»
-Краевой вебинар по вопросу проведения устного экзамена по русскому языку


Анализ ВП Р,РПР,ОГЭ,ЕГЭ
Работа
Класс
Учитель
Обученность
Качество
1
ОГЭ
Дергилёва Н.Н.
97%
46%
2
ОГЭ
Лысанёва Г.Н.
70%
10%
3
РПР
6
Лысанёва Г.Н.
67%
25%
4
РПР
5
Лагутина Е.Б.
58%
25%
5
Эгэ
11
Лысанёва
100%
100%

По результатам наблюдений и анализа деятельности учителей и учащихся на уроках можно сделать следующие выводы:
- педагоги в основном правильно и обоснованно отбирают методы , приёмы и средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала и поставленными целями уроков;
- разнообразие приёмов, методов, применяемых учителями, эмоциональность при подаче материала, эффективность использования наглядных пособий, дидактического и раздаточного материала позволяют активизировать познавательные способности учащихся, максимально реализовать учебные возможности каждого класса;
- педагоги успешно проводят работу по обучению учащихся самостоятельной деятельности. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, подбор текстов, тестов, подготовка проектов, степень их сложности, их вариативность, учёт уровня подготовленности детей, связь ранее изученного материала с новым, компетентная помощь учителя, - всё это позволяет добиваться высокой степени результативности изучения нового материала и эффективного проведения уроков.
Рекомендации:
- необходимо использовать инновационные технологии, технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения;
- изучать и внедрять передовой педагогический опыт.


Участие в районных конкурсах, олимпиадах
Время
Конкурс
Участвовали
1
Сентябрь
Всероссийский конкурс сочинений
Лагутина Е.Б. Лысанёва Г.Н.
2
Сентябрь
Конкурс чтецов «Страница-26»
Лагутина Е.Б. Лысанёва Г.Н.Дергилёва Н.Н.
3
Сентябрь
Конкурс стихотворений «Мы вместе»
Лагутина Е.Б.
4
Октябрь
Всероссийская олимпиада школьников
Лагутина Е.Б.
5
Октябрь
Конкурс творческих работ «Обязан и имею право»
Лагутина Е.Б.
6
Октябрь
Конкурс «Русский медвежонок»
Лагутина Е.Б. ЛысанёваГ.Н.Дергилёва Н.Н.
7
Ноябрь
Конкурс чтецов стихотворений о Кавказе
Лагутина Е.Б. Лысанёва Г.Н.
8
Февраль
Всероссийский конкурс «Дети и книги»
Лагутина Е.Б.
9
Февраль
Районный конкурс сочинений «Президент-профессия сложная»
Лагутина Е.Б. Лысанёва Г.Н.
10
Март
Всероссийский конкурс чтецов «Живая классика»
Лагутина Е.Б.
11
Март
Краевой конкурс сочинений «Наследники победы»
Лагутина Е.Б. Лысанёва Г.Н.

Призовые места:
1.Пугач Ольга (руководитель Лагутина Е.Б.) 2 место в Конкурсе чтецов стихотворений о Кавказе
2. Дьяченко Света (руководитель Лагутина Е.Б.) 2 место в Конкурсе чтецов «Страница -26»
3. Курносова Ангелина (руководитель Лысанёва Г.Н.) 3 место в Конкурсе чтецов «Страница -26»
4. Мернов Сергей (руководитель Лагутина Е.Б.) 2 место в конкурсе «Дети и книги»
5.Дорошенко Анастасия (руководитель Лагутина Е.Б.) 3 место в конкурсе «Дети и книги».
6. Сидоренко Руслан (руководитель Лагутина Е.Б.) 2 место в конкурсе творческих работ «Обязан и имею право»
Выводы:
Необходимо усилить работу по подготовке учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников, Всероссийскому конкурсу чтецов «Живая классика».
Выводы:
Систематически проводится работа по повышению квалификации педагогов. Все учителя занимаются самообразованием, разработана система обучения педагогов на курсах в соответствии с основными проблемами образовательного процесса.
  • Уроки посещаются, анализируются, вырабатываются рекомендации.
  • Качества знаний и степень обученности уч-ся находится на стабильно хорошем уровне, в отдельных классах повышаются.
  • Систематически проводится «Неделя русского языка и литературы».
  • Педагоги понимают значимость методической работы, принимают активное участие в организационных мероприятиях.
  • Ведение документации методического объединения ведется полностью с «Положением о методическом объединении».
  • Все заседания проведены согласно плану работы. Выполнение решений заседаний контролируется, отслеживаются результаты деятельности педагогов – участников методического объединения.
Таким образом, ШМО учителей русского языка работало на удовлетворительном уровне.


      Задачи на 2018-2019 уч. год.

-Повышать педагогический уровень, педагогическое мастерство и самообразовательную деятельность учителей.
-Включить всех учителей МО в активную работу по формированию основных языковых компетенции учащихся.
-Повышать качество образования по русскому языку  и его эффективность в соответствии с требованиями времени.
-Использовать современные технологии на уроке русского языка .
-Повышать мотивацию учащихся через использование активных методов организации работы на уроке (внеклассная работа по предмету, более широкое использование новых технологий на уроках).
-Участвовать в мониторинговой и диагностической деятельности.
Руководитель ШМО Лагутина Евгения Борисовна___________________