Календарно-тематическое (поурочное) планирование
по литературе 5 класс
по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.
Коровина
(105 часов)
№
п/п
|
Тема урока
|
Количество часов
|
||||||
ВВЕДЕНИЕ 1 ч.
|
||||||||
1
|
Книга в
жизни человека
|
1
|
||||||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО10 ч
|
||||||||
2
|
Малые жанры фольклора
Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки,
приговорки, скороговорки, загадки)
|
1
|
||||||
3
|
Р.р. Обучение сочинению загадки, частушки,
колыбельной песни.
|
1
|
||||||
4
|
Русские народные сказки.
Сказка как вид народной прозы
|
1
|
||||||
5
|
Художественный мир сказки «Царевна-лягушка»
|
1
|
||||||
6
|
Поэтика волшебной сказки. Изобразительный характер
формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке
|
1
|
||||||
7
|
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная
сказка героического
содержания.
|
1
|
||||||
8
|
Особенности сюжета сказки «Иван-крестьянский сын и
чудо-юдо». Герои сказки в оценке автора-народа.
|
1
|
.
|
|||||
9
|
Сказки о животных. «Журавль и цапля». народное
представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных
|
1
|
||||||
10
|
Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные
представления о справедливости, добре и зле в бытовых сказках.
|
1
|
||||||
11
|
Внеклассное чтение «Мои любимые русские народные
сказки»
|
1
|
||||||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2 ч.
|
||||||||
12
|
«Повесть временных лет»: «Подвиг отрока
киевлянина и хитрость воеводы Претича»
|
1
|
||||||
13
|
Понятие о летописи
Герои летописного сказания. Отзвуки фольклора в
летописи.
|
1
|
||||||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 3 ч.
|
||||||||
14
|
М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру»
|
1
|
||||||
15
|
Р.р. Роды и жанры литературы.
|
1
|
||||||
16
|
Жанр басни в мировой литературе. Истоки
басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века:
А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев)
|
1
|
||||||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
42 ч.
|
||||||||
17
|
И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Волк и
ягненок»
Осмеяние пороков- грубой силы, жадности,
неблагодарности, хитрости и т.д.
|
1
|
||||||
18
|
И.А. Крылов «Волк на псарне. Отражение
исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Аллегория как
форма иносказания. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен
И.А. Крылова
|
1
|
||||||
19
|
И .А. Крылов «Свинья под дубом»
Аллегория как средство раскрытия определенных
качеств человека
|
1
|
||||||
20
|
Внеклассное чтение «Басенный мир Ивана
Андреевича Крылова»
|
1
|
||||||
21
|
В.А.Жуковский«Спящая царевна»
|
1
|
||||||
22
|
Сходные и различные черты сказки В.А.
Жуковского и народной сказки
|
1
|
||||||
23
|
Баллада В.А. Жуковского «Кубок».
Нравственно-психологические проблемы баллады
|
1
|
||||||
24
|
А.С. Пушкин. Рассказ о детстве поэта. «Няне»
-поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти , скрашиваемые любовью
няни, ее сказками и песнями.
|
1
|
||||||
25
|
А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и
Людмила». «У лукоморья дуб зелёный…» - собирательная кар тина
сюжетов, образов и событий народных сказок.
|
1
|
||||||
26
|
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил в
сказке.
|
1
|
||||||
27
|
Жизнь и фантастика в сказке А.С. Пушкина
|
1
|
||||||
28
|
Сходство и различие литературной и народной сказки.
|
1
|
||||||
29
|
Внеклассное чтение «Мои любимые сказки А.С.
Пушкина»
|
1
|
||||||
30
|
Р.р. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм,
строфа.
|
1
|
||||||
31
|
Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова,
В.А. Жуковского, А.С. Пушкина
|
1
|
||||||
32
|
Русская литературная
сказка. Погорельский А. «Чёрная курица или Подземные
жители»
|
1
|
||||||
33
|
В.М. Гаршин Героическое и обыденное в сказке
«Attalea Princeps». Трагический финал и
жизнеутверждающий пафос произведения
|
1
|
||||||
34
|
П.П. Ершов «Конек-горбунок»
Соединение сказочно-фантастических
ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью
|
1
|
||||||
35
|
М.Ю. Лермонтов.Слово о поэте
«Бородино». Историческая
основа стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных
сцен.
|
1
|
||||||
36
|
Анализ
стихотворения «Бородино»
Сочетание
разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения
|
1
|
||||||
37
|
Внеклассное
чтение: М.Ю. Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб»
|
1
|
||||||
38
|
Н.В.
Гоголь. Слово
о писателе. «Заколдованное место»
Краткий рассказ о писателе. Поэтизация картин народной жизни в повести
|
1
|
||||||
39
|
Н.В.
Гоголь.«Заколдованное
место». Реальность и фантастика в повести.
|
1
|
||||||
40
|
Внеклассное
чтение. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Поэтические
картины народной жизни (праздники, обряды, гуляния).
|
1
|
||||||
41
|
Н.А.
Некрасов. «Крестьянские дети». Картины вольной
жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых.
|
1
|
||||||
42
|
Н..А.
Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз. Красный нос»
«Есть
женщины в русских селеньях…» поэтический образ русской женщины.
|
1
|
||||||
43
|
Н.А. Некрасов. «На Волге»
Картины
природы. Раздумья поэта о судьбе народа
|
1
|
||||||
44
|
И.С.
Тургенев. «Муму». Краткий рассказ о писателе. Реальная основа
повести
|
1
|
||||||
45
|
Жизнь
в доме барыни.Герасим и Муму
|
1
|
||||||
46
|
Нравственный
облик Герасима Протест Герасима против барской челяди
|
1
|
||||||
47
|
Осуждение
крепостничества.
Немота
главного героя-символ немого протеста крепостного человека
|
1
|
||||||
48
|
И.С.
Тургенев –
мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое
Письменный
ответ на проблемный вопрос: « Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима
?» «Каковы друзья и враги Герасима?»
|
1
|
||||||
49
|
Контрольная
работа по творчеству А.С. Пушкина,
М.Ю.
Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С.Тургенева
|
1
|
||||||
50
|
А.А. Фет. Слово
о поэте. «Весенний дождь»
|
1
|
||||||
51
|
Л.Н.
Толстой«Кавказский
пленник»
Бессмысленность
и жестокость национальной вражды.
|
1
|
||||||
52
|
Жилин
и Костылин – два разных характера, две разные судьбы
|
1
|
||||||
53
|
Странная
дружба Жилина и Дины. Душевная близость людей из враждующих лагерей.
Утверждение гуманистических идеалов.
|
1
|
||||||
54
|
А.П.
Чехов. Слово
о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.
|
1
|
||||||
55
|
Внеклассное
чтение «Рассказы Антоши Чехонте».
|
1
|
||||||
56
|
Русские
поэты 19 века о Родине и родной природе.
|
1
|
||||||
57
|
Р.р.
Анализ лирического текста
|
1
|
||||||
58
|
Р.р.
Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе
|
1
|
||||||
ИЗ РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА 29 ч.
|
||||||||
59
|
И.А.
Бунин. Слово
о писателе.
«Косцы».
Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе.
|
1
|
||||||
60
|
И.А. Бунин
«Подснежник»
Тема
исторического прошлого России
|
1
|
||||||
61
|
В.Г.
Короленко.«В дурном
обществе»
|
1
|
||||||
62
|
Жизнь
детей из благополучной и обездоленной семей.
|
1
|
||||||
63
|
Портрет
как средство изображения героев
|
1
|
||||||
64
|
Изображение
города и его обитателей.
|
1
|
||||||
65
|
Р.р. Обучение домашнему сочинению по повести Короленко «В дурном обществе»
|
1
|
||||||
66
|
С.А.
Есенин. Слово
о поэте.
Поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России.
Особенности лирического языка С.А. Есенина
|
1
|
||||||
67
|
П.П.
Бажов.Слово о
писателе. Сказ «Медной горы хозяйка».
Реальность
и фантастика в сказке. Честность, трудолюбие талант главного героя.
|
1
|
||||||
68
|
Понятие о
сказе.
Своеобразие
языка, интонации сказа
|
1
|
||||||
69
|
К.Г.
ПаустовскийСлово о писателе. «Тёплый хлеб»
Доброта и
сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
|
1
|
||||||
70
|
Нравственные
проблемы произведения
Роль
пейзажа в сказке Паустовского. Доброта и сострадание в сказке «Тёплый хлеб»
|
1
|
||||||
71
|
Внеклассное
чтение «Природа и человек в произведениях Паустовского».
|
1
|
||||||
72
|
Сказки С.Я.
Маршака.
Пьеса-сказка
«Двенадцать месяцев».
|
1
|
||||||
73
|
Столкновение
добра и зла в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
|
1
|
||||||
74
|
Художественные
особенности пьесы-сказки.
|
1
|
||||||
75
|
Р.р.
Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать
месяцев»
|
1
|
||||||
76
|
А.П.
Платонов. «Никита».
Быль и фантастика.
|
1
|
||||||
77
|
Душевный
мир главного героя рассказа А.П. Платонова «Никита»
|
1
|
||||||
78
|
В.П.
Астафьев«Васюткино
озеро»
Поведение
героя в лесу. Основные черты характера героя
|
1
|
||||||
79
|
В.П.
Астафьев.«Васюткино
озеро». Становление характера юного героя через испытание, преодоление
сложных жизненных ситуаций.
|
1
|
||||||
80
|
Р.р.
Поэтизация русской природы в литературе 20 века
Письменный
ответ на проблемный вопрос:
«Какие
поступки сверстников вызывают моё восхищение? (по произведениям
К.Г.Паустовского, А.П.Платонова, В.П.Астафьева)»
|
1
|
||||||
81
|
Русские
поэты 20 века о Родине и русской природе. И.А.Бунин,
Дон-Аминадо.
|
1
|
||||||
82
|
Русские
поэты 20 века о Родине и русской природеА.А. Прокофьев, Д.Б.
Кедрин. Н.М. Рубцов.
|
1
|
||||||
83
|
Р.р.
Анализ лирического произведения.
Обучение
домашнему сочинению по анализу лирического произведения (на материале
стихотворений русских поэтов 20 века)
|
1
|
||||||
84
|
Саша
Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник»,
«Игорь-Робинзон».
|
1
|
||||||
85
|
Юмор в
рассказах Саши Черного.
|
1
|
||||||
86
|
Ради жизни
на земле.
Стихотворные
произведения о войне. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на рассвете»
|
1
|
||||||
87
|
А.Т.
Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста»
|
1
|
||||||
ИЗ
ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13 ч.
|
||||||||
88
|
Роберт
Льюис Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед»
Подвиг
героя во имя сохранения предков
|
1
|
||||||
89
|
Даниель
Дефо.Слово о писателе.
«Жизнь и
необычайные приключения Робинзона Крузо»
|
1
|
||||||
90
|
Характер
главного героя романа. Д. Дефо «Робинзон Крузо
|
1
|
||||||
91
|
Х.К.
Андерсен.Слово о писателе. «Снежная королева»
Символический
смысл фантастических образов и художесвенных деталей в сказке Андерсена
|
1
|
||||||
92
|
Х.К.
Андерсен.«Снежная королева». Кай и Герда
|
1
|
||||||
93
|
Мужественное
сердце Герды.
Помощники Герды.
Снежная
королева и Герда.
|
1
|
||||||
94
|
Внеклассное
чтение «Наши любимые сказки Х.К. Андерсена».
Подготовка
к домашнему сочинению по сказкам Андерсена: «Герда против Снежной королевы».
«Добро и
зло в сказках Андерсена».
«О чём
мечтал Андерсен в своих сказках».
|
1
|
||||||
95
|
Добро и
зло в сказках Андерсена
Письменный
ответ на один из проблемных вопросов: «Какие поступки героев сказок Андерсена
я считаю благородными?»
|
1
|
||||||
96
|
Жорж
Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном
|
1
|
||||||
97
|
Марк Твен
«Приключения
Тома Сойера»
Рассказ о писателе. Том и Гек. Дружба мальчиков. Том и Беки, их
дружба..
|
1
|
||||||
98
|
Внутренний
мир героев Марка Твена.
|
1
|
||||||
99
|
Джек
Лондон «Сказание о Кише»
|
1
|
||||||
100
|
Мастерство
Дж. Лондона в изображении жизни северного народа.
|
1
|
||||||
ПОВТОРЕНИЕ
|
5 ч.
|
|||||||
101
|
Урок-праздник.
"Путешествие по стране Литературии 5 класса".
|
1
|
||||||
102-103
|
Итоговая
контрольная работа
|
2
|
||||||
104
|
Урок –
игра «Что? Где? Когда?»
|
1
|
||||||
105
|
Итоговый
урок
|
1
|
||||||